ЧЕТЫРЕ КНИЖНЫХ БЕСТСЕЛЛЕРА
ЧЕТЫРЕ КНИЖНЫХ БЕСТСЕЛЛЕРА
о моде и шопинге

Художественные произведения известных классиков, истории национальных костюмов, мемуары русского дворянства в изгнании — книги о моде помогают быстрее и глубже разобраться в fashion-культуре. Прошлой и современной.

Эмиль Золя
«ДАМСКОЕ СЧАСТЬЕ»

Кажется, что заглавие произведения должно наводить на мысль о самой обыкновенной истории любви. Однако вместо сантиментов разворачивается история об успешном магазине «Дамское счастье». Новый женский рай, где можно купить все то, чем интересуются женщины (ткани, зонты, кружева, ковры, манто, перчатки, фиалки), вытеснил мелкие лавочки узкой направленности. «Заново отстроенный дворец являлся как бы храмом, посвященным расточительному безумию моды». В книге показан конфликт между старым Парижем и новым, межу старыми предпринимателями и новыми. Красочные описания товаров, история зарождения капитализма, неплохая маркетинговая стратегия по расширению магазина и абсолютно не изменившееся отношение женщин к шопингу. Главная героиня — бедная девушка Дениза Бодю, волею судьбы поступившая на работу в «Дамское счастье», где ее сразу же невзлюбили местные консультанты. Что удивительно, ближе к финалу название романа все-таки начинает перекликаться с судьбой молодой особы, нашедшей свое настоящее дамское счастье после стольких страданий.

Александр Васильев
«КРАСОТА В ИЗГНАНИИ»

Эта книга о работе русских эмигрантов в области моды. Благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева и творческой деятельности выходцев из России, в европейскую моду вошел «русский стиль». В произведении открыты имена аристократок-моделей и тех талантливых дизайнеров, которые работали в fashion-индустрии прошлого в Париже, Берлине, Константинополе. Например, Соня Делоне. Будучи по происхождению еврейкой из Полтавы, она вышла замуж за французского художника Делоне, принадлежавшего к авангардному направлению. Во Франции Соня Делоне стала популярным иллюстратором моды и создателем абстрактно-конструктивистской темы в текстиле, инспирированной творчеством Малевича и Кандинского. «Красота в изгнании» можно сказать укрепляет национальную гордость и самосознание, потому что многие упорно думают, что русская мода началась если не с Юдашкина, то с Зайцева, а до этого ничего не было. Это конечно не так.

Феликс Юсупов
«КНЯЗЬ ФЕЛИКС ЮСУПОВ. МЕМУАРЫ»

Благодаря историческому и культурному контексту в воспоминаниях последнего из князей Юсуповых объясняется феномен моды 1920-30 годов. Находясь в эмиграции, участник убийства Распутина — Феликс Юсупов — в первой четверти XX-ого века открыл в Париже вместе с супругой собственный Модный дом под названием IRFE (что являлось, кстати, производным от первых букв их имен). О поводах и результатах построения семейного бизнеса и повествует часть мемуаров. Например, новшеством стал спортивный стиль в повседневной одежде. Да-да, уже тогда! Любопытно отметить, что в юсуповской фирме моделями и рядовыми швеями работали дамы, принадлежавшие к самым известным аристократическим фамилиям России. Для Франции это было явлением по-своему уникальным и служило дополнительной рекламой. Популярность IRFE в первые недели после открытия была во многом вызвана интересом общественности к самому Феликсу Юсупову и слухами, касавшимися его персоны. В своих мемуарах он упоминает, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть „князя“, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника!».

Жюль Амеде Барбе Д’Оревильи
«О ДЕНДИЗМЕ И ДЖОРДЖЕ БРАММЕЛЛЕ»

Французский писатель и журналист Д’Оревильи опубликовал в 1845 году книгу, где он, будучи подражателем самого знаменитого законодателя моды в эпоху регентства, Браммелла, впервые описал и осмыслил такое явление, как «английский дендизм». Произведение от начала до конца проникнута духом нового для того времени социально-культурного типа мужчин, подчеркнуто следившего за эстетикой внешнего вида и поведения. Автор бросает яркий свет на наши представления об особенностях и складе ума самого известного щеголя, который ввел в моду современный мужской черный костюм с галстуком или шейным платком.